«Чужая работа». Итоги «Кинотавра-2016»

Shabaev3

Фильм Дениса Шабаева «Чужая работа» не остался без внимания жюри «Кинотавра» и прессы. ОБЗОР некоторых публикаций.

На «Кинотавре-2016» фильм выпускника Школы доккино и театра Дениса Шабаева получил приз жюри за лучший дебют и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России с формулировкой «За создание документального киноромана «Отверженные».

Кино-Театр.Ру, Алексей Филиппов, Екатерина Визгалова, 12 июня 2016 года:

Герой второго неигрового фильма в основном конкурсе «Кинотавра» Фаррух – гастарбайтер из Таджикистана, который ради заработка переехал в Москву с семьей (оба с высшим образованием, отец экономист, мать юрист), работает, где придется, и мечтает стать актером. Его родителям советской закалки не нравятся его стремления, они хотят, чтобы сын нашел себе настоящую работу – шофера или плотника. Но Фаррух не сдается, он участвует в кастингах и даже получает небольшую роль в телесериале «Судья-2». По роли он дворник-гастарбайтер, который становится свидетелем заказного убийства. Но жизнь оказывается ничуть не менее сложной и захватывающей, чем кино, и вот уже в водовороте событий Фаррух сам попадает на скамью подсудимых, а затем в тюрьму.

Режиссер фильма Денис Шабаев – выпускник школы Марины Александровны Разбежкиной, кинематографические методы которой – длительное наблюдение за героями, отказ от метафоричности и максимальное погружение в реальную действительность. Второй фильм Шабаева (первый — пронзительная лента «Вместе» — документальная роуд-муви о себе самом и его дочери, отправляющихся на машине в Европу) абсолютно отвечает этим требованиям. Съемки «Чужой работы» велись на протяжении полутора лет, в ней поднимается актуализировавшаяся в последнее время тема мигрантов, толерантности, классовости сознания и положения людей, которые, даже имея высшее образование, в глазах общества становятся людьми второго сорта. Семья вынуждена жить в строительном вагончике, у них вечные проблемы с регистрацией и миграционной службой, устройством на работу. Кроме того, здесь важна и интересна тема оторванности и бедности людей после распада Союза, и другие — взаимоотношение с героя с семьей, переплетение кино и реальности. Последняя тема – одна из основных на «Кинотавра» этого года, посвященному Году российского кино.

МК.RU, Светлана Хохрякова, 12 июня 2016 года:

В конкурсе представлены две документальные картины. Одна из них – «Чужая работа» Дениса Шибаева, ученика Марины Разбежкиной, рассказывает о том, через какие препятствия приходится пройти мигрантам, приезжающим в Россию из Таджикистана. И эта картина – быть может, самая честная и точная на общем фоне. Марина Разбежкина справедливо считает, что документальное кино может быть более занимательным, чем игровое. Интерес к нему во всем мире только подтверждает это. На «Кинотавре» на показ «Чужой работы» собралось не так много зрителей. Картина снималась в течение полутора лет, а потом еще монтировался. Так что на ее создание ушло два года. Один из героев — актер таджикского театра, и его актерство развернуло фильм в другую сторону. Как скажет Марина Разбежкина, если бы он был унижаемый человек, все пошло бы по-другому. Естественно много вопросов возникло о мусульманах. «Я выросла в Татарстане, поэтому мусульмане не вызывают во мне чувство тревоги, — сказала Марина Разбежкина. — Правильнее считать, что проблемы, возникающие с мусульманами, — это наши проблемы, а не их. Важно продолжать диалог». Всякий раз в разговоре о документальном кино в возникает вопрос: должен ли режиссер продолжать контакт со своим героем после того, как фильм сделан? К примеру, Виталий Манский никогда этого не делает. Марина Разбежкина считает, что не нужно, если это только не связано с оказанием герою какой-то помощи: «Это все равно, что на два дня пригласил гостей, а они остались на всю жизнь. Если герои всех твоих 30 фильмов останутся в доме, то как дальше жить?». Но Денис продолжает общаться со своим героем, который прожив в Таджикистане год, вернулся в Москву. Но теперь его хотят депортировать, потому что он не заплатил штраф в 500 рублей и ему придется возвращаться в Таджикистан, чтобы вновь приехать в Москву с другой фамилией. Это в порядке вещей.

В школе Марины Разбежкиной категорически запрещена метафора. Марина считает, что она рождается в возбужденных мозгах: «Известно, что режиссеры — не самые умные люди на свете. Так что пусть метафора не из его головы появляется, а из жизни». Что касается фильма, то дело не в национальности, а в том, как режиссер использует людей. «Ко мне приходил таджик-электрик. Он и у себя дома был электриком. К вам может прийти Иван из Курска, выращивавший там картошку и ставший в Москве электриком. Тут важно, что герои находятся в чужом пространстве. Им надо сохранить детей и семью в этом агрессивном окружении» — говорит Разбежкина. Этим объясняется многое в их мотивациях и поведении. У них другой тип сознания, отчасти советский. Героям важно, чтобы родители одобрили их поступки. А понятие «что такое хорошо» тоже имеет значение.

Режиссер Денис Шабаев вспоминает, как первые два месяца работы герои к нему осторожно приглядывались, а потом он стал частью жизни этой семьи. Родители Фарруха – представители советской интеллигенции, а сейчас сносят их домик в Подмосковье, они вынуждены перевозить свои вещи в чистое поле в Калужской области, где им предстоит начать все с самого начала.

«Коммерсантъ», Елена Кравцун, 14 июня 2016 года:

Приз за лучший дебют, которым стала документальная лента «Чужая работа» режиссера, прилежного ученика Марины Разбежкиной, Дениса Шабаева о лихой жизни гастарбайтера Фарруха из Таджикистана (герой побывает свидетелем заказухи и сам окажется главным подозреваемым, мечтая при этом о продолжении актерской карьеры), вручали министр культуры Владимир Мединский и член жюри конкурса кинокритик Нина Зархи. «От тех, кто получает приз сегодня, зависит, каким наше кино будет завтра и послезавтра. Самое главное для дебютанта — идти вперед и не бояться»,— неожиданно верно подметил министр. «Чужая работа» — немногочисленный пример авторского высказывания на актуальную тему; снимавший своего героя полтора года Шабаев выступил не только режиссером, но еще и сценаристом, и даже монтажером.

«Интерфакс», Екатерина Барабаш, 14 июня 2016 года:

Тревожные проблемы изучает и Денис Шабаев в документальной «Чужой работе» — невозможность примирения «своих» с «чужими», неудачные попытки ассимиляции и как следствие – печальное заключение: есть два мира, и вместе им не сойтись. Остальные фильмы готовы судачить о чем угодно, только не о том, что беспокоит настоящего художника, что раскалывает общество и что приводит к агрессии современного человека.

«Афиша Daily», Наиля Гольман, 15 июня 2016 года:

Фаррух — гастарбайтер из Таджикистана, переехавший в Москву в надежде стать актером. Надежда сбывается, но покоя не приносит — как и любое другое дело, актерские подработки мигранту в Москве еще нужно ухитриться себе позволить. Играть человеку с яркой восточной внешностью приходится довольно ограниченный круг ролей (например, дворников), а большую часть времени все равно нужно работать на других работах, чтобы кое-как жить вблизи свалки, сдавая металлолом и кормя родителей с братьями.

«В Душанбе садишься в самолет — рядом с тобой люди с чувством собственного достоинства, а в аэропорту Домодедово уже выходят бесправные мигранты. Где-то происходит этот внутренний слом», — говорит выпускник Марины Разбежкиной Денис Шабаев, объясняя, что делал фильм про Фарруха в попытках исследовать место и природу такого слома. Эта задача, помноженная на события лихо закрученного судьбой года из реальной жизни главного героя, в результате сообщила фильму и внимательную теплоту, и важную для кино — что игрового, что неигрового — многозначность. Нельзя про него рассказать в одном предложении, как нельзя по одной национальности или роду деятельности определить его героя (да и любого другого человека) — нельзя и не нужно.

«Чужая работа» — одна из двух документальных картин в конкурсе — еще несколько лет назад выглядела бы в общем контексте российского кино (например, «новых тихих») более органично. Сегодня же от большинства конкурсных фильмов она отличается разительно. И визуально — снятая с близкого прицела история Фарруха совсем не похожа на глянцевитую нарядность большинства из них, — и по сути: мало кто из режиссеров в этой программе так пристально всматривается в своего героя, позволяя ему быть человеком, а не персонажем. Шабаев же берет на себя эту задачу, за что ему хочется вынести отдельную благодарность.

«Сеанс», Ольга Касьянова, 15 июня 2016 года:

Очень приятно, что из девяти новичков в номинации «Лучший дебют» победил именно Денис Шабаев, чья документальная «Чужая работа» — история с тремя актами, подъемами, спадами и нюансами получше, чем в игровых фильмах, написанных по учебникам про спасение котика.

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

Читайте также:

Хотите учиться в Школе документального кино и театра? Программа обучения