Смотрите онлайн фильм Тамары Дондурей «21 день»

Кадр из фильма "21 день"

Представляем на сайте Razbeg.org дипломную работу выпускницы Школы документального кино и театра Тамары Дондурей «21 день».

«21 день», реж. Т.Дондурей, 2014 г, 67 мин

21 день — это срок, который больные могут провести в хосписе. Время здесь пульсирует согласно внутренним циклам: то внезапно сжимается, то растягивается, то возвращается к обычному ритму. Меняются палаты, воспоминания, лица. Чередуются истории двух героев. Его и ее. Случайных знакомых, для которых разговор о смерти становится частью жизни.

Участие в фестивалях и призы:

• Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», Сочи, 2014 (конкурсная программа)
• Международный фестиваль документальных, короткометражных, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку», Санкт-Петербург, 2014 (национальный конкурс) – приз им.Виктора Астафьева
• Фестиваль «KINO. Фильмы из России и не только», Швейцария, 2014 (документальный конкурс)
• МКФ «Молодость», Киев, 2014 (внеконкурсная программа)
• Минский международный кинофестиваль «Лістапад», Беларусь, 2014 (внеконкурсная программа)
• Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей», Варшава, 2014 (внеконкурсная программа)
• Российский открытый фестиваль документального кино «Артдокфест», Москва, 2014 (внеконкурсная программа «Среда»)
• Номинант Национальной премии в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь», 2014 (шорт-лист)
• Международный кинофестиваль в Пезаро, Италия, 2015 (внеконкурсная программа)
• Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана», Пермь, 2015 (национальный конкурс) – специальное упоминание жюри «за честный диалог с героем»
• Международный фестиваль документального кино в Вильнюсе, Литва, 2015 (конкурс)
• Международный кинофестиваль «Шелковый путь», Китай, 2015 (конкурс)


О создании фильма Тамару Дондурей расспросила  Мария Шабурова, также выпускница Школы.

Мария: Тамара, прежде всего, расскажи, как возник замысел фильма? Трудно ли было решиться на съемки в хосписе? Я знаю, что изначально ты хотела снимать сотрудника хосписа Фредерику.

Тамара: О Первом московском хосписе я знала давно от Тани Друбич, с которой мы дружим семьями, и которая ему очень много помогает. Таня рассказала мне о том, что в хосписе есть уникальный человек, врач и волонтер Фредерика. А потом на занятиях о ней вспоминала Марина Александровна. И мне стало интересно поговорить с Фредерикой о восприятии смерти в Голландии и у нас, о табу, которые существуют вокруг этой темы.

Почему героями фильма в итоге стали пациенты хосписа?

В один из дней я ждала Фредерику, которая проводит с каждым пациентом по 40 минут, и застала на крыльце разговор двух совсем незнакомых мне тогда людей – Ирины Михайловны и Сергея Александровича. У меня в руках была камера, и мне удалось записать их длинную, удивительно откровенную беседу. Они говорили просто об очень сложных вещах: о войне, о политике, страхах за своих родственников, о новостях хосписа, своей болезни и даже об эвтаназии. Разговор был настолько живым и всеобъемлющим, в нем было столько иронии и благородства, что мне сразу захотелось остаться в этом месте и попытаться, насколько возможно, зафиксировать истории этих людей.

Сотрудники или близкие пациентов не выражали недовольство тем, что ты снимаешь в хосписе?

Может быть, сначала ко мне относились чуть более настороженно, потому что никто не понимал, как я буду себя вести, и чего ждать от человека с камерой. Например, в фильме есть эпизод, когда в хоспис приезжают телевизионщики и хотят абсолютно подчинить своим правилам Ирину Михайловну, у которой берут интервью. Однако не так это оказывается просто. Я старалась вести себя максимально деликатно: если понимала, что сейчас можно подойти к героям, то делала это, если нет, то оставалась в стороне. Важно было чувствовать, балансировать, но не нарушать хрупкость этой границы. В сотрудниках Первого московского хосписа меня восхитило умение полностью забыть про себя, но увидеть человека, который в данный момент находится рядом.

Что тебя более всего поразило в твоих героях?

Наверное, умение оставаться самими собой до самого конца, не изменять себе, несмотря на все трудности. А еще моим героям была интересна жизнь во всех ее злободневных или сиюминутных проявлениях: шумные премьеры в театрах, актуальные выставки и фильмы,– все, что происходило в городе в то лето, когда были съемки. Часто Ирина Михайловна меня спрашивала, на каком вернисаже или концерте я была? И мне было очень неловко отвечать, что пока не успела, но обязательно пойду.

21_den_foto_03_

Кадр из фильма «21 день», реж. Тамара Дондурей

 

А что было самым удивительным в хосписе?

В Первом московском хосписе меня изумила редкая атмосфера доверия и фантастически чуткие люди: врачи, медсестры, волонтеры и т.д. Многие из них работают здесь годами.
Помню, как впервые увидела очень много лежачих больных, когда в главном холле хосписа был концерт (не тот, который потом вошел в фильм). Мне казалось, что необходимо стать бесшумной, незаметной, ведь людям сейчас очень больно. Но через некоторое время поняла, что это была первая стереотипная реакция, и хоспис – это не зона различных табу, но вполне живое и открытое пространство. Просто жизнь в стенах хосписа проявляется гораздо острее, чем за его пределами.

А неприятие ничего не вызывало?

Мне кажется, что «неприятие» не совсем точное слово. Но, конечно, в какие-то моменты в хосписе соприкасаешься с тем, что очень сложно или невозможно осознать, тем более – с этим смириться. Меня удивило то, как в хосписе почти физически ощущается бег времени. Ты, действительно, когда уходишь домой вечером, никогда не знаешь, кого застанешь, когда вернешься утром на следующий день. Пациентов могут просто перевезти из одной палаты в другую, если им по каким-то причинам будет там комфортнее и т.д. Поэтому мне было важно, чтобы в названии фильма был зафиксирован некий промежуток времени. Например, Ирине Михайловне предстояло пробыть в этих стенах 21 день. Но этот срок всегда индивидуален.

Как ты отбирала материал?

Часто уже во время съемок понимала, что удалось зафиксировать что-то ценное, и, наверняка, этот эпизод войдет в фильм. Обычно, так и оказывалось. Каждый вечер смотрела материал, который сняла в этот день, чтобы понять, где ошиблась, как ту или иную сцену можно было бы решить по-другому. Помню, что все время велась такая внутренняя работа. Так был найден эпизод с аквариумом, просто смогла увидеть его в пространстве и точно снять. Уже потом эта сцена стала лейтмотивом фильма. Одна из пациенток причесывается у аквариума, так как в хосписе нет зеркал. В ее движениях есть кокетливость, но при этом удивительная сосредоточенность, когда она вдруг меня спрашивает: «А почему-то только одна золотая? Такая она спокойная. Она видит, что я на нее смотрю, или нет?»

То, что ты по специальности киновед, помогало или мешало снимать фильм, пусть и не художественный?

Это два совершенно разных опыта. Когда ты разбираешь фильм как кинокритик, то имеешь дело со смыслами, а когда снимаешь сам – мозг работает иначе.

Tata Dondurey

режиссер Тамара Дондурей

 

А какие-то ориентиры в кинематографе были?

Пожалуй, самое большое влияние на меня тогда оказали крупные планы теряющего память переводчика Эдвина Хонига из фильма Алена Берлинера «Двоюродный дядя». В то лето его привезли и показали в программе «Свободная мысль» на ММКФ.

Твой первый фильм получился очень сильным. Тебе сейчас не страшно приступать к новым съемкам?

Да нет, наоборот, интересно. Просто очень сложно говорить о планах, пока они еще не завершены.

Справка. Хоспис №1 имени В.В. Миллионщиковой Департамента здравоохранения города Москвы – это дом для пациентов с неизлечимым онкологическим заболеванием. Это полноценное обезболивание, комфортные условия и достойная жизнь до конца. В стационаре хосписа находятся 30 пациентов, на выездной службе – более 300. Впервые о хосписах в нашей стране заговорили в конце 1980-х, а Первый Московский хоспис был основан Верой Миллионщиковой двадцать лет назад, в 1994 году. Фонд помощи хосписам «Вера» появился, когда тяжело заболела сама Вера Миллионщикова. Фонд был создан прежде всего для поддержки Первого Московского хосписа, но сегодня помогает еще и более чем 20 региональным хосписам. Если Вы хотите помочь Первому московскому хоспису, то информацию о том, как это лучше сделать, можно узнать на странице сайта Фонда.
В эти дни Фонд помощи хосписам «Вера» собирает деньги на первую в России горячую линию для неизлечимо больных. Помочь Фонду и поучаствовать в сборе средств можно по этой ссылке.

Материалы по теме:

Хотите учиться в Школе документального кино и театра? Программа обучения