«Мадина Мустафина приехала поступать к нам из Казахстана. Сразу же заявила, что ей нравится Лера Германика, поэтому она решила поучиться у тех же педагогов, что книжек она не читала, про Чехова, Гоголя, Достоевского и Толстого знает, но внутрь не заглядывала, что закончила у себя в Караганде архитектурный институт, но по профессии не работала, скучно, расписывала картинками легковые машины, и ей это удавалось, в школе и институте ее почему-то не любили, хочет снимать игровое кино, но можно для начала и тут поучиться. Потом прошла тест на возможность вообще снимать кино – есть у нас такой. Когда рассказывала о своей драме, мы видели картинки – она думала ими, и умела воспроизвести так точно, что я до сих пор помню этот рассказ как хороший увиденный фильм. Мы ее взяли. В конце концов, Достоевскому тоже не нужно было читать книжки, чтобы рассказать о каторге. Кто-то из художников питается жизнью, кто-то искусством.
Учиться она начала яростно. Сразу же познакомилась с бомжами, провела с ними несколько дней, потом отдала им камеру — «я хотела, чтобы они сами себя поснимали», бомжи камеру тут же обменяли на что-то для них более ценное. Мадина не разозлилась, но удивилась «у нас были хорошие отношения, что ж это они», но в полицию пошла – камера была дорогая, родители подарили, когда поступила. Какое-то время мы не понимали: перед нами режиссер или интересный персонаж, но когда через четыре месяца учебы она сняла хорошую курсовую, поняли, что режиссер.
На диплом уехала на юг Казахстана, в дальний аул. Там было двадцать с лишним домов, и каждый вечер Мадина мне по телефону рассказывала историю каждого из жителей. Это была экскурсия по деревне почти в 3D, мне до сих пор кажется, что я там была и видела все своими глазами. Тогда она начала снимать слепого старика, вся жизнь которого проходила в молитвах и слушании радио, но вдруг позвонила и сказала, что тема не ее, вернулась в Караганду и нашла девочку Милану, живущую с мамой, бомжихой Светой, в кустах. С «Миланы» началось сознательное существование Мадины в кино. Потом она была среди десяти студентов, снимавших «Зима, уходи!», и когда ее вели в автозак, успела рассказать омоновцу, что учится в киношколе. Тот попросил адресок для дочки – «хочет быть режиссером», и велел Мадине быстро уматывать отсюда, ибо не каждый пожалеет, не у всех есть дети, любящие кино.»
Марина Разбежкина
ЕЩЕ ЧУТОК, МРАЗИ (реж.Мадина Мустафина, 2013, 62 мин)
Героиня картины – современная 18-летняя девочка Женя, не обремененная социальными обязательствами. Как типичный носитель молодежной субкультуры, она не наделена особыми талантами и живет обыкновенной жизнью взрослеющей провинциальной девушки: любит танцевать, встречается с парнями, учит подруг целоваться. В общем-то, ни нормами поведения, ни манерой речи, ни желанием нравиться, ничем другим она не отличается от тысячи других девочек. Кроме одного: девочка Женя на самом деле – мальчик.
Участие в фестивалях и призы:
- Artdocfest, Moscow, «special jury mention», 2013
- QFest, Houston GLBT Film Festival, 2014
- Gender Docufilm Fest, Rome, «jury award», 2014
- «Molodist», Kiev, 2014
- Riga International Film Festival, 2014
- TranScreen Film Festival, Amsterdam,2015
- Lesbisch Schwule Filmtage Hamburg | International Queer Film Festival, 2015
- Family Film Project, Portugal, 2015
Film with English, French and Italian subtitles is available here.
МИЛАНА (реж.Мадина Мустафина, 2011, 57 мин, дипломная работа в Школе доккино и театра)
Ты девочка. Тебе семь лет. Ты живешь в кустах.
«Хороший документальный фильм не про «сейчас», а про «всегда». маленькая Милана – бомж, живет с родителями–алкашами в лесу. это простая и светлая – несмотря на мат, драки и водку, – жизнь, а сама Милана – не то Маугли, не то Кристофер Робин – смотрит на копошащихся то пьяных, то похмельных родителей с любовью и умилением. девочка то разнимает драку мамы и папы, то спасает и не позволяет маме повеситься на суку в похмельном угаре и но самое удивительное в этом жестком и нежном фильме – способность режиссера быть невидимкой для всех, кроме самой Миланы. иногда возникает жутковатое ощущение, что камера, а вместе с ней и зритель – это воображаемые друзья Миланы, не более того.» Irina Emets
Участие в фестивалях и призы:
- Национальная премия Лавровая ветвь, «Лучший дебют в неигровом кино», 2011
- Артдокфест, «Гран При», 2011
- Dok Leipzig, 2012
- Международный кинофестиваль «Меридианы Тихого», 2012
- Международный кинофестиваль «Послание к человеку», 2012
- Текстура, «Лучший Российский фильм СегоДня», 2013
- KINO festival des films de russie et d’ailleurs, 2013
Film with English, French subtitles is available here.
ТУПИК (реж.Мадина Мустафина, 2015, 54 мин)
История про моего брата, у него испортились отношения с женой, он каждый день приезжает с покупками и чтоб побыть с детьми. И еще он встречается со своей первой школьной любовью.
АТА (реж.Мадина Мустафина, 2011, 40 мин)
Ата — переводится с казахского дедушка. История снята на юге Казахстана. История о 80-летнем слепом дедушке.
Читайте также:
- Мадина Мустафина: «Сложно объяснить, что фильм про другое» — интервью Марии Кувшиновой для журнала «Сеанс», декабрь 2013
- Кино на «Снобе»: семья и интимные отношения в документальной драме «Тупик» — спецпроект Антона Сазонова на «Снобе», сентябрь 2015
- «Зима, уходи!» выложена в интернет — фильм, снятый десятью режиссерами-документалистами, в числе которых — Мадина Мустафина
Заглавное фото — (с) Vladivostokfilmfestival.ru