НЕСНЯТОЕ КИНО. Наталия Мещанинова. Интерпретация – наше все

мещанинова

Когда я писала сценарии для других режиссеров, страшно не было. Я как бы перекладывала ответственность за написанное на их плечи. Если они говорят, к примеру: «Да ну, говно, надо переписать», я шла без ропота переписывать, потому что я напишу и поеду, скажем, на моря, а ему потом с моим текстом мудохаться. Поэтому я не цепляюсь за свой текст, мне все равно. Или скажет, например, режиссер: «Мне все нравится, отличная сцена, шутки супер и вообще – шик!» Я тоже спокойно приму. Ему нравится – ну и хорошо. Прекрасно. Ему же потом снимать это все.
Ну и, в общем, писать не страшно, не страшно ошибиться, написать не то, потому что есть вот старший товарищ (которому снимать), он направит, поправит и перед зрителями тоже он будет краснеть, бледнеть и сатанеть. А я буду с коньячком сидеть и смотреть кино, как с нуля, потому что к моменту, когда оно выйдет, я забуду весь свой текст и не смогу даже распознать – меняли его на площадке или нет. В общем, нервов – ноль.

То ли дело писать для себя. Я пишу и не верю. Во-первых, не верю, что наконец добралась до стадии «диалоги», а во вторых, тупо не верю в то, что я пишу. Страшно очень. Страшно кому-то показать. Представить себе вот это – что я пишу какие-то буквы, а потом серьезные дяди и весь их редакторский цех будут их читать. Ну стремно, говорю. Через пару дней после написания той или иной сцены она начинает меня страшно бесить. Категорически.

Скандально (внутри меня) выясняется, что она ни черта не продумана и вообще – не тут стоит, где надо стоять. А если ставить где надо, то сыпется вся структура. И старшего товарища нету. Есть только младшие, которые хвалят безответственно – им же ведь не снимать! Снимать теперь исключительно мне, и текст ругать – тоже мне. И говорить на площадке громким голосом: «Да кто написал эту хуйню?» тоже мне. Ну, такой разговор самой с собой.

Комбинат Надежда

Кадр из фильма «Комбинат Надежда»

 
И поэтому со сценарием для себя я чудовищно корячусь, приноравливаюсь, представляю себе, как должно быть. Что такое – как в жизни, и что такое – как в кино.

И все время хочется, ну… не как в кино, чтобы было. Чтобы люди сказали – вот вроде кино, а все по-другому, как в жизни. То есть – мой излюбленный документальный подход к игровому кино никак не дает мне покоя.

И вот я сижу и мучаюсь от противоречий. Вот скажем. Как человек просыпается от кошмаров? Ну или – как он себя ведет когда снятся кошмары? Если достать из себя опыт из просмотренного кино, то получится такое – человек кричит и садится в кровати. Так делают в кино почти всегда. Не могу вспомнить, чтобы я видела как-то иначе. И музыка тревожная еще звучит. А как в жизни? В жизни музыка тревожная не играет. В жизни человек спит, мычит, мычит… Потом поворачивается на другой бок и спит. Ну или даже если открыл глаза, то почти сразу понял, что проснулся, кошмар закончился, и можно спать дальше. Я вообще спец по кошмарам, мне снятся кошмары с такой регулярностью, как будто я им зарплату за это выплачиваю. И вот я ни разу не садилась с криком в кровати. Я проверяла на других людях – тоже никто не садится. Ну ладно, вопрос мелкий, не важно. Но просто если снять, как в жизни, то никто не поймет, что тебе собственно снился кошмар.

Или вот, например — у меня в сценарии по законам поговорки «беда не приходит одна» одновременно происходит сразу несколько хреновых событий. Но ведь все мы знаем, что бывает, например: закончились деньги, до зарплаты еще неделя, а ты врезался в жопу порше, но еще у тебя зуб разболелся, и до кучи мама упала с вишни в саду и сломала руку. И да – порвались колготки. Все же мы знаем? Это закон такой. Он работает.

Кадр из фильма "Комбинат Надежда"

Кадр из фильма «Комбинат Надежда»

 
Но в кино ты все время плюешься от совпадений и нагромождений таких событий. Исключение составляет то кино, которое рассказывает непосредственно про этот закон. Остальное кино воспринимается, как тупая воля авторов, недостаток инструментария, отсутствие фантазии наконец. А хотя – как в жизни. Да. Абсолютно как в жизни.

Или например, ты лично знаешь какого-то очень неприятного человека. Вот он грубит, хамит, орет. Ты смотришь на него, ты видишь его, допустим, каждый день. Может быть это даже вообще – твой отец, или родственник, не важно. И вот ты хочешь его написать, как персонажа. Вот как в жизни. Бухает, там… Не знаю. Кулаком по столу бьет, мать за волосы тягает. Бывает? Конечно. Как в жизни. Ну и ты берешь и пишешь с него человека. Характер, привычки, словечки. А потом через какое-то время видишь, что он не человек, а какой-то еблан из проекта ДОМ-2. Ну то есть – вообще не настоящий. Ты сверяешься – нет, все чисто. Ты написал все конкретно про него. Как он ест, храпит, чешет яйца, грубо говорит. Но он на бумаге – ну никак не человек, так, картонка говорящая. А? А? Вооот. И думай потом.

Многое нельзя перенести из жизни в кино. Вот это угнетает. Вот ты такой молодец, насмотрелся значит того, как в жизни. Наблюдал, в блокнотик записывал, на камеру снимал. Вот прямо понял, без хуев, как в жизни бывает. А потом пишешь сцену по увиденым материалам — а она чудовищная. Не работает. И ты думаешь – стоп. Как так? Я писал эту сцену раньше, когда еще не знал жизни, она все время не получалась, была фальшивой, я дал ее почитать умным коллегам – они сказали, что нет достоверности. Я заморочился. Героически пошел в ту среду, где мои герои существуют. Среда была мне не понятна, я все увидел своими глазами, я осознал, что писал ранее эту сцену умозрительно, я провел с этими людьми неделю (две, три), я узнал, как зовут их племянников и какое порно они смотрят, я заглянул во все их тайны, я наблюдал все их реакции, я ВСЕ ПОНЯЛ. И вот. Я сел переписывать сцену, я написал практически слово-слово их языком диалоги. И получил невыносимую белиберду.

Комбинат Надежда 2

Кадр из фильма «Комбинат Надежда»

 
А вот, дружок! Это так не работает, ха-ха! (это я все сама с собой разговариваю).
А как работает? А я не знаю, вот в чем прикол. Наверное, работает только так, что все, что ты увидел, записал, снял, должно пройти через сито в твоей голове. Хотя нет, сито – это плохое сравнение. Сито тупо просеивает лишние комки. А тут…

Тут должен сидеть в твоей голове такой строгий маленький человечек. Который знает. И он должен говорить: «Так не будет, это пошло. Это не кинематографично. Это лишено объема. Это невозможно показать. А тут человек мудак – а так нельзя. А тут ты хвастаешь излишним знанием материала. А тут ты мудак – так тоже нельзя. А тут вообще не ты, а (имя режисера, который ненавистен)». И на твое робкое: «Позвольте, ну ведь, как в жизни!», он должен заявить: «Ну ведь блять – НЕ БУКВАЛЬНО ЖЕ!». Интерпретация – наше все.

Наталия Мещанинова, июль 2016 г.
Заглавное фото — Наталия Мещанинова на съемках сериала «Красные браслеты»

Наталия Мещанинова родилась в Краснодаре в 1982 году. Закончила Кубанский Государственный Университет культуры и искусств по специальности режиссер телевидения и кино в 2005 году. Работала на телевидении в Краснодаре режиссером. Снимать кино начала после обучения в школе документального кино, АНО “Интерньюс”, мастерская Марины Разбежкиной. После съемок дебютной документальной картины «Гербарий» рассталась с телевидением и Краснодаром, переехала в Москву. Сейчас снимает как документальное, так и игровое кино, пишет сценарии.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Режиссер

  • «Мой мир», док. 20 мин. 2006 г.
  • «Гербарий», док., 75 мин., 2007 г.
  • «Охота за ворота», док. 43 мин. 2008г.
  • «Благие намерения», док., 57 мин. 2008г.
  • Сериал «Школа», игр. 69 серий, 2010г.
  • «Псевдеж и симулякры», док. 72 мин. 2011г.
  • «Хуй-хуй», док. 48 мин. 2012
  • «Комбинат Надежда» игр. 104 мин., 2014 г.
  • «Красные браслеты», многосерийный фильм. Игр, 12 серий, 2015 г.

Сценарист

  • «Комбинат Надежда» (в соавторстве с Любовью Мульменко и Иваном Угаровым), 2014 г.
  • «Красные браслеты», многосерийный фильм. Игр, 12 серий, 2015 г.
  • «Еще один год» (в соавторстве с Любовью Мульменко, реж. Оксана Бычкова), 2015 г.
  • «Война Анны» (в соавторстве с Алексеем Федорченко, реж. Алексей Федорченко), игр. В производстве

Материалы по теме:

Хотите учиться в Школе документального кино и театра? Программа обучения